Устройство мотоциклетного коленчатого вала

Коленвал устанавливается на два подшипника: один из них — конический, расположен спереди, другой, роликовый, — сзади. Роликовый помещается в специальное гнездо в стенке картера и закрепляется с помощью стопорного кольца. Конусообразный подшипник расположен в специальной литой форме. Шатуны и коленвал представляют собой единое целое, и для их снятия потребуются специальные инструменты.

На подшипники устанавливают сепараторы, которые продлевают срок службы при недостаточном количестве смазки. Другое достоинство такой конструкции — низкие требования к давлению масла.

В состав коленвала входят две коренные шейки, две шатунные и три щеки. Коренные шейки соединены попарно с соответствующими щеками, образуя так называемые цапфы. Шатунные шейки установлены на пальцах, расположенных на щеках. Чтобы разобрать весь механизм, понадобится приложить немало сил. Эта работа требует точных действий и специализированных инструментов, поэтому дома ее выполнить не получится — надо будет обращаться к профильным мастерам.

Шатун прикрепляется к коленвалу при помощи подшипника качения, поэтому его нижняя головка неразборная, в отличие от конструкций с подшипниками скольжения. Этот факт несколько осложняет процесс ремонта, зато такое строение нетребовательно к качеству масла и позволяет легче завести мотор в холодную погоду.

Вращение кривошипно-шатунного механизма происходит в двух подшипниках, на которые в основном приходится радиальная нагрузка, но при выжатом рычаге сцепления добавляется осевая. Исходя из этого, выбираются радиально-упорные коренные шарикоподшипники, устойчивые к обоим видам нагрузок.