Ремонт коробки передач мотоцикла

Готовимся к разборке

Для того, чтобы произвести ремонт или хотя бы разборку коробки передач, ее нужно снять с «железного коня». Для этого следует снять заднее колесо и заднюю передачу, чтобы получить доступ к креплениям коробки. Далее необходимо открутить гайки (обычно их три) и болт, при помощи которых КПП крепится к мотору.

Разборка коробки переключения передач

Итак, Вы сняли КПП с мотоцикла. Чтобы ее разобрать, нужно снять выжимной стержень сцепления с деталями подшипника, прикрепленными к нему, затем рычаг переключения, диск с пальцами передачи, передающей вращение со вторичного вала двигателя. Затем нужно снять правую крышку картера, к которой крепится рычаг ручного переключения. После этого нужно снять вилки и вал, который их направляет. Осталось лишь снять переднюю крышку, к которой крепятся шестерни передач: для этого необходимо отвернуть крепеж, который удерживает переднюю крышку, и вынуть ее, ударяя киянкой или молоточком по валам.

Если нужна более полная разборка (если того требует возникшая неисправность) можно разобрать механизмы сцепления, ножного и ручного переключения передач (а также их вилок), сам ПМ переключения и комплект шестерней зацепления.

Естественно, при разборке коробки передач нужно соблюдать осторожность. В первую очередь нужно убедиться, не смят ли квадрат на конце штока, нет ли повреждений сальника и цилиндрического конца штока (он должен вращаться свободно, без малейших заеданий или «рывков»). Также нужно убедиться, что шарики сепараторного подшипника вращаются свободно и не выпадают.

Если вы разбираете механизм ножного переключения, нужно тщательно осмотреть детали механизма, чтобы убедиться в их неповрежденности и при необходимости заменить (как правило, коробку передач разбирают довольно редко, поэтому изношенные запчасти следует выявлять и заменять каждый раз, когда приходится производить разборку КПП). Особое внимание стоит уделить следующим запчастям: собачки и зубья селектора (а точнее, их рабочие кромки), пружина в собачках (при сжатии должно отсутствовать заедание). Следует проверить винты возвратной пружины, подтянуть их в случае ослабления. Также в процессе эксплуатации часто происходит деформация оси рычага ножного ПП или сам рычаг.

Если вы разбираете механизм ручного ПП — проверьте, что в местах сварки и рабочих поверхностях нет трещин, сколов или задиров. Следом проверьте, исправны ли сальники и нет ли заеданий при вращении подшипника фиксатора переключения.

В процессе эксплуатации пускового механизма (ПМ) чаще всего возникают следующие неисправности: деформации собачки ПМ, износ его толкателя (вследствие которого появляется заедание), износ пружины собачки (в особо запущенных случаях приводит к поломке пружины), деформация штифта, расположенного в буфере ПМ. Часто изнашиваются сальники в механизме переключения. При неосторожном использовании пускового рычага нередко возникают трещины в нем.

Переднюю крышку КПП (к которой крепится комплект шестеренок и валов) без особой необходимости лучше не разбирать. Стоит лишь убедиться в том, что шестерни не изношены и находятся в надежном зацеплении с подвижными муфтами, а также в том, что сами муфты перемещаются легко и без рывков. акже нужно проверить, что все подшипники коробки передач не источены, не изношены и работают нормально.

Ремонт коробки передач своими руками

Зачастую проблемы, связанные с коробкой передач, легко продиагностировать по шуму и звуку работы коробки. Обычно шум в коробке появляется из-за чрезмерного трения деталей, что, в свою очередь, возникает из-за недостаточного уровня масла в картере. Проверьте уровень и долейте масло до заданного объема.

Если после доливки масла шум все равно присутствует, скорее всего, износились подшипники или зубья шестеренок. Следует разобрать коробку передач в соответствии с алгоритмом, приведенным выше, и произвести замену всех запасных частей, которые подверглись износу (на этот случай необходимо иметь в гараже ремкомплект из всех элементов КПП, что могут быть подвержены износу).

Порой возникает следующая ситуация — в процессе езды передача выключается сама. Такая ситуация может возникнуть по следующим причинам:

  • Сектор ПП искривлен, фиксирующие лунки изношены — вследствие этого передача недостаточно хорошо закреплена. В этом случае вам необходимо снять правую крышку с картера описанным выше образом и заменить лунки и, по возможности, сектор переключения.
  • Нарушена работа ножного механизма переключения передач. Схема устранения примерно такая же, как и в прошлом случае — снимаете крышку, осматриваете запчасти на предмет износа и трещин, заменяете износившиеся и регулируете механизм переключения.
  • Вследствие износа происходит клин вилки переключения передач (либо в пазах, либо по валу сектора). Подобную неисправность легко продиагностировать по усложненному переключению передач. Также, как и в вышеописанных случаях, вам необходимо разобрать коробку и поменять те элементы, которые износились в процессе эксплуатации.
  • Изношены втулки педалей переключения (необходима замена втулок).
  • Изношены зубья синхронизаторов (необходима замена синхронизаторов).

Как видите, большая часть неисправностей КПП возникает вследствие сильного износа, поэтому следует своевременно производить осмотр деталей, которые сильнее подвергаются износу (такой осмотр обычно производится перед открытием мотосезона).

Также есть еще четыре причины, которые могут помешать включению передачи:

  • Неверно настроен механизм ПП. Для выяснения того, все ли настроено корректно, попробуйте включить I передачу при помощи педали. Если передача не работает — необходимо правильно отрегулировать верхний винт, расположенный на кривошипе.
  • Если вы переключаете передачу, но у педали не работает обратный ход (она не возвращается в первоначальное положение) — сломана возвратная пружина. Нужно произвести разборку КПП и меняйте пружину.
  • Неверная регулировка нижнего винта на кривошипе — нужно его отрегулировать.
  • Деформирован или сломан храповик (необходима замена храповика).

«Вылетание» скорости на мотоцикле

Как правило, подобная неисправность возникает вследствие того, что зуб зацепления шестеренок изношен и, вместо того, чтобы войти в зацепление, шестерни вместо вхождения в зацепление начинают друг друга отталкивать. Многие мотоциклисты винят в этой неисправности направляющие вилки шестерен, но здесь они абсолютно не при чем. Как следует из названия, эти вилки предназначены лишь для того, чтобы подавать одну шестерню в зацепление с другой. Далее они должны сцепляться и вращаться вместе, а не отталкиваться. Решение проблемы в большинстве случаев не требует даже замены деталей. Снимите изношенную запчасть и заточите зубья при помощи болгарки, установите запчасти обратно и соберите коробку — скорость должна перестать вылетать.

Сборка коробки передач мотоцикла

После устранения неисправностей и чистки деталей, необходимо собрать коробку передач. Первым делом необходимо поставить вал ПМ с шестернями в отверстие, расположенное на задней стенке картера. Следом необходимо установить сам картер (отверстием кверху), установить в него валы (первичный и вторичный, собранные с крышкой и комплектом подшипников). Валы нужно установить при помощи осторожных ударов киянки или молоточка (так же, как и вытаскивали). После этого нужно установить сам вал ПМ.

Стоит помнить о том, что при установке передней втулки вала ПМ ее нужно довернуть против часовой стрелки таким образом, педаль, ведомая пружиной, после переключения возвращалась в обратное положение, где усилие будет скомпенсировано при помощи подпружиненного стержня.

Следом нужно установить детали механизмов ручного и ножного ПП, подшипники и стрежень. После полной сборки нужна регулировка механизма ножного ПП.