Как настроить сцепление мотоцикла?

Функции муфты переключения передач

Перед тем, как настраивать работу сцепления мотоцикла, необходимо разобраться, для чего оно нужно и как функционирует. Оно служит для следующих целей:

  • перенос вращающего момента от двигателя к коробке передач;
  • мягкое соприкосновение и разъединение деталей трансмиссии.

В мотоциклах используется фрикционная муфта, которая функционирует за счет силы трения дисков. В обычной комплектации они погружены в масло. Слаженная работа четырехскоростной трансмиссии и цепного привода за долгие годы сумела доказать свою надежность.

В каких случаях требуется ремонт и регулировка муфты трансмиссии?

Вне зависимости от водительского стажа, все пилоты описывают неполадки с муфтой примерно одинаково:

  • Сначала кажется, что муфта буксует, а через пару дней ощущение подтверждается. Если прибавить оборотов, то становится заметно, что скорость разгона отстает от уровня оборотов двигателя. При движении в горку такое поведение муфты проявляется сильнее;
  • При полностью выжатой ручке сцепления диски не полностью разъединяются, и крутящий момент продолжает поступать. Если приподнять мотоцикл, то можно будет увидеть, что заднее колесо при такой неисправности будет продолжать вращение.

Эти проблемы могут возникнуть при неправильной эксплуатации мотоцикла:

  • использование слишком густого масла в холодное время года;
  • потеря упругости прижимной пружины;
  • изнашивание дисков или деталей муфты.

Чаще всего при появлении пробуксовки или подозрении на неполное выключение достаточно небольшой регулировки. Для проведения работ нужно будет обзавестись ключом на 13 мм и плоской отверткой.

Как самостоятельно настроить сцепление?

Процесс настройки зависит от конструкции мотоцикла. Ниже описан вариант, когда механизм сцепления собран вместе с системой переключения передач.

Для начала нужно отцентрировать позицию кулачка относительно ролика с рычагом, закрепленных на правой крышке картера.

Затем устраняются неравномерности прижатия нажимного диска. С помощью веревки ручка сцепления фиксируется в максимально зажатом положении. После этого нужно воткнуть первую передачу и крутить заднее колесо, следя за биением между диском и торцевой частью барабана. В той части, где оно наибольшее, требуется затянуть гайки. Указанную процедуру требуется повторить несколько раз, пока биение не будет совсем маленьким.

Дальнейший этап нужен, если разбирали весь трансмиссионный узел или снимали правую крышку кожуха:

  • Отсоединить тросик с рычага сцепления;
  • Добавить столько шайб в промежуток от торца креплением кулачка до шплинта, чтобы расстояние от них до шплинта было максимум 0,4 мм;
  • Зафиксировать кулачок, чтобы он не поворачивался;
  • Прикрепить правую часть картера;
  • Снять люк с левой крышки кожуха, немного раскрутить контргайку, затянуть винт регулировки, пока он не достигнет упорного стержня, и докрутить на несколько оборотов;
  • Смещать педаль выбора скоростей попеременно вверх и вниз на пару сантиметров, а потом аккуратно отсоединить правую крышку кожуха;
  • Оставляя на прежней позиции кулачок, завинтить его крепежный болт, прилагая усилие примерно в 2 кгм;
  • Снова прикрутить правую часть кожуха, затем отвернуть регулировочный винт;
  • Вкручивать болт регулировки, пока он не прикоснется к упорному стержню, немного ослабить и закрепить с помощью контргайки.

Проверить корректность регулировки можно с помощью педали переключения скоростей. Ход педали на 5-6 мм не должен вызывать движения нажимного диска. Если нажимать на педаль сильнее, диск должен двигаться равномерно.

Завершающий этап настройки проводится винтом на руле: свободный ход ручки сцепления должен составлять от 3 до 5 мм.

Кроме того, следует обратить внимание на следующие моменты:

  • Если муфта настроена верно, она переключает скорость, когда ручка сцепления прошла половину или треть своего хода; в противном случае она может буксовать при больших нагрузках;
  • У рычага обязательно должен быть свободный ход, иначе вместо сжатия дисков пружина будет тратить усилия на растягивание тросика. При таком раскладе в тяжелых обстоятельствах муфта может подвести.

Важная деталь — трос

Покупая подержанный мотоцикл, мало кто обращает внимание на такую деталь, как тросик, хотя он играет далеко не последнюю роль в работе муфты сцепления.

Сам трос практически не деформируется, а его оболочка, точнее, ее каркас, со временем изнашивается, становится мягким и слишком пружинистым. Это отражается на полезном ходе рычага. Поэтому важно следить за состоянием троса и вовремя его менять, чтобы поддерживать нормальную функциональность муфты.